С чего всё началось
С самого начала, как мы начали производить косметику, у нас было специфическое видение того, как должны работать косметические продукты. Мы руководствовались своими взглядами на экологию, этику. Например, «не создавать то, без чего можно обойтись», «использовать реже то, что можно использовать реже». Это были, с одной стороны, очевидные и почти инстинктивные принципы, но с другой стороны — недостаточно осознанные.
Углубляясь в изучение механизмов работы косметических продуктов, мы понимали, что многие из этих механизмов не хотим использовать. Например, шампуни с агрессивным очищением и последующим скрытием всех дефектов волос и кожи головы. Да, они могут подойти вообще всем, но при постоянном использовании могут привести к усугублению проблем с волосами и необходимости более частого мытья.
Со временем база наших знаний росла. Повышалось понимание того, как может работать косметика, как мы хотим, чтобы она работала. Это накапливалось... накапливалось… И в октябре 2020 года количество преобразовалось в качество. Мы поняли, что мы создаём косметику устойчивого ухода.
C.S.C. — Cosmetics by Sustainable Care или «Косметика устойчивого ухода»
Что же это значит? Немного напоминает принципы устойчивого развития? Верно! Это их развитие. Это принципы устойчивого развития в масштабе одного человека. Но не в плане того, как отдельный человек влияет на окружающий мир, а в плане того, как косметический уход влияет на одного человека.
Косметика устойчивого ухода — это косметика, которая в долгосрочном периоде помогает человеку сохранять и улучшать здоровье своей кожи, волос, слизистых.
Опасная косметика
Встаёт вопрос: «А что, может быть наоборот? Существует косметика, которая вредит здоровью человека?»
Да, такая косметика существует. Тот же пример — шампуни с агрессивными ПАВ, которые повреждают кожу головы, и затем бальзамы-кондиционеры, которые покрывают волосы плёнкой, скрывая повреждения. Как много людей имеют жирную кожу головы и сухие секущиеся кончики волос? А это как раз последствия агрессивного ухода. То же самое с кожей. Часто акне, раздражение, сухость кожи — результат неправильного ухода. Об этом пишут книги (например, «Бьюти-минимализм» Кристофер Шульган, Сэнди Скотницки). Снимают фильмы (например, «Toxic beauty»). В этих книгах и фильмах есть, что обсудить. Иногда мы не совсем согласны с тем, как там подаётся информация. Но сам факт того, что тема возможной опасности косметики поднимается — это уже очень хорошо.
Как же получилось так, что косметика бывает опасна? Нас хотят погубить какие-то злодеи? Всемирный заговор? Нет, всё проще — прибыль. Цель маркетологов — продавать как можно больше косметики. Если шампунь повреждает кожу головы и волосы, кожа реагирует. Она выделяет больше жира, чтобы защитить себя и волосы. На жир быстрее налипает грязь, и приходится мыть голову чаще. Такая стратегия увеличивает продажи косметики. Если очищать кожу каждый день с мылом, вне зависимости от того, насколько она грязная, что будет происходить? Будет удаляться ороговевший верхний слой кожи, жировой слой и микробиота. Люди лишаются трёх верхних защитных слоёв — кожа повреждается. Не успевает восстановиться, а её снова повреждают (моют). В результате повреждения накапливаются, приводят к воспалениям. Это можно скрыть — с помощью дополнительной косметики. Это можно лечить — с помощью дополнительной косметики. Что, опять же, повышает продажи.
Как, по нашему мнению, должна работать косметика
Могут существовать косметические продукты, которые работают по другим механизмам. Возможно создать стратегии ухода, которые будут делать наше здоровье лучше, а не хуже. Как найти продукты, которые работают именно так?
Для этого при выборе косметики достаточно задать себе два вопроса:
- Сама косметика работает по стратегии устойчивого ухода? Механизмы её работы спланированы таким образом, чтобы помогать восстановить естественные защитные свойства организма?
- Этот продукт подходит именно твоей коже, твоим волосам?
Разберём подробней первое: стратегия устойчивого ухода
При разработке косметики можно ставить разные задачи. Можно поставить задачу так: удовлетворить запрос человека и заработать при этом максимальное количество денег. Быстрые продажи.
Например, уход за волосами: смыть всё с них, а затем при помощи плёнкообразователей обеспечить хороший внешний вид. Всё равно волосы — это мёртвые клетки. Эта стратегия может привести к повреждению волос, необходимости более частого мытья. Что приведёт к ещё большему повреждению. Не очень устойчиво: здоровье кожи головы ухудшается, а, значит, и здоровье волос.
Хотелось бы заметить, что плёнкообразователи — это не всегда плохо. Важно, какие перед ними ставятся цели, и как они помогают достигать этих целей.
Как должен работать устойчивый уход за волосами? Так, чтобы работа сальных желез нормализовалась, кожа восстановилась. То есть укреплялись естественные системы защиты организма. Это даст сильные здоровые волосы. Об этом мы рассказывали в статье про шампуни.
Аналогично с кожей. Частое мытьё может её повредить. И тогда потребуется дополнительное питание, увлажнение. Стремление к мягкой бархатистой коже может привести к использованию средств, которые удаляют верхний защитный слой ороговевших клеток. Следовательно устойчивый уход за кожей должен заключаться в помощи коже: восстановлении, защите от агрессивных внешних факторов.
А может быть коже не нужна помощь? Может быть она сама способна восстановиться и косметика вообще не нужна? Да, есть такое мнение. Есть целое движение отказа от косметики. Люди моются только водой. И у них в результате часто меньше проблем с кожей и волосами, чем у тех, кто пользуется косметикой. Есть даже исследования на эту тему. Например, очень известное от 2002 года «Акне: болезнь западной цивилизации» («Acne vulgaris: a disease of Western civilization»). Где, в том числе, рассказывают об исследовании 1200 жителей Океании, живущих традиционным образом жизни — у них ни одного случая акне.
Сегодня, помимо косметики, наша кожа, волосы, слизистые контактируют ещё и с загрязнённой окружающей средой. У нас не всегда есть качественные продукты питания. Многие из нас подвергаются профессиональным факторам, увеличивающим риски заболеваний кожи. Например, работая в офисе, постоянно трогая бумагу, можно получить сухость рук от целлюлозной пыли.
Наше тело ещё не успело приспособиться к этому образу жизни. Потому помощь ему часто не будет лишней. Важно, чтобы эта помощь не создавала дополнительных проблем.
А это зависит от стратегии, которой следуют те, кто разрабатывают косметику. Например, у нас разработка начинается с такой схемы:
- Чем мы можем помочь людям? Какие проблемы мы бы хотели помочь решить?
- Какими средствами мы можем это сделать?
- Как эти средства решают проблему? Они замещают естественные механизмы, блокируя их, или помогают?
Третий пункт обязателен. Например, если компонент снимает воспаление за счёт того, что снижает реакцию кожи на повреждение, то это — не устойчивый уход, так как мы внешне снизили бы покраснение, но проблема поврежденной кожи осталась бы.
Второй пункт. Косметика должна быть правильно подобрана
Мы разные. И нам могут требоваться разные продукты для ухода за собой. Человеку с жирной кожей не требуется столько защиты и питания, как человеку с сухой кожей. Человеку с сухой кожей головы требуется более мягкое очищение, чем человеку с жирной кожей головы.
Как разобраться во всём многообразии косметики? Самое эффективное — понимать, как работает твоя косметика. Но это возможно, только если производители открыто рассказывают об этом. И не в формате «такой-то уникальный ингредиент сделает твою кожу прекрасной». Косметика так не работает. Не существует никаких уникальных ингредиентов. Есть составы, которые грамотно подобраны для осуществления конкретной стратегии ухода. И если есть потребность в здоровой коже и красивых волосах, то нужно знать, как работают средства, которые ты используешь.*
* О том, как построить уход, который подойдёт именно тебе, мы напишем отдельную статью. Потому что это довольно большая тема, которую хочется подать в доступной и удобной форме отдельно. Возможно, с инфографикой. Если же кратко, то базовый уход состоит из очищения, увлажнения и питания, защиты от солнца, для волос ещё кондиционирование. Мы советуем стремиться к минимуму средств.
Может показаться, что это очень сложно. Нет времени разбираться во всех тонкостях того, как работает косметика. Особенно если биология и химия — не близкие тебе науки. Если такие мысли возникают, то, может быть, у тебя действительно нет проблем с кожей и волосами. Тогда смысла глубоко копать нет. Но если проблемы есть, или есть опасение, что они могут возникнуть, то разобраться в вопросе будет менее затратно, чем пробовать одно за другим средство без понимания, в надежде, что какое-то подойдет.
А почему мы, компания по производству косметики, говорим об этом? Разве мы не хотим продавать больше?
Хотим. Но мы считаем, что в современном мире у людей всё больше информации о том, как работают и какие последствия на их жизнь оказывают продукты, которые они покупают. В сфере косметики стремление к максимизации прибыли не всегда идёт на благо людям и окружающей среды. Наши цели лежат дальше, чем просто получение прибыли. Нас вдохновляет будущее, в котором человечество живёт в гармонии с природой. В котором мы развиваем технологии. В котором биоразнообразие на планете увеличивается. В котором люди живут в более справедливых условиях.
Косметика устойчивого ухода — это про людей. Про личное благополучие всех, кто пользуется нашими продуктами. Это наш вклад в движение к миру, в котором мы бы хотели жить.
Сейчас мы смогли сформулировать принципы, на которых мы разрабатываем продукты. Важно не только то, что делает косметика внешне, но и то, как она это делает. Потому что от этого зависит, какими наша кожа и волосы будут завтра. Важно рассказывать об этом, чтобы у людей была возможность правильно подобрать косметические продукты под себя.
«Голодный леший» — это косметика устойчивого ухода, созданная на производстве, работающем по принципам устойчивого развития.
Может быть мы первые, кто сформулировали этот принцип — «устойчивый уход» (хотя это было бы удивительно). Поэтому мы ставим себе одной из основных целей: информирование людей об устойчивом уходе. Наши планы по работе в этом направлении:
- До конца мая 2021 года пропишем на страницах всех товаров способы применения с факторами, которые могут играть в уходе важную роль (готово);
- Выпустим обзорную статью о том, каких стратегий ухода мы придерживаемся и как правильно подобрать стратегию ухода для себя(в процессе);
- Напишем подробные статьи о стратегиях по каждой отдельной категории продуктов (готово на часть категорий);
- Постоянно — разрабатываем продукты только по стратегиям устойчивого ухода.
О достижении наших целей в области продвижения устойчивого ухода мы будем рассказывать, и дописывать новые, обновляя статью.